<

Что нужно, чтобы русский язык стал государственным?

Русский язык провозглашается государственным языком Российской Федерации в Конституции и в положениях действующего законодательства. Однако какой смысл вкладывается в эти правовые нормы, каковы цели их установления и можно ли считать, что в Российской Федерации обеспечены все условия для эффективного использования русского языка в качестве государственного?

С. А. Белов

С. А. Белов

к.ю.н., доцент

Директор НИИ Проблем государственного языка СПбГУ

77
Н. М. Кропачев

Н. М. Кропачев

д.ю.н., профессор

ректор СПбГУ

79
 

 

Как показали исследования, проведенные в СПбГУ, сегодня мало кто понимает, что такое государственный язык, зачем русскому языку и некоторым другим языкам народов РФ придан такой статус и какие требования предъявляются к языку, используемому в качестве государственного. Это касается многих депутатов, должностных лиц государственных органов, руководителей разных организаций. Вполне вероятно, что и вы, уважаемый читатель, не знаете – а зачем вообще нужен государственный язык.
Что такое государственный язык? Какие цели ставит перед собой законодатель, провозглашая язык государственным?
Цель, которая наиболее очевидна, – это использование того или иного языка в статусе государственного языка как одного из инструментов осуществления государственной национальной политики. Государственный язык одновременно обеспечивает единство культурного пространства в стране, ее политическое единство и – неизбежно – культурное доминирование одной национальной культуры, чаще всего культуры «титульной» нации. Это культурное доминирование часто вызывает сопротивление со стороны национальных меньшинств. Защита их прав и защита языкового многообразия как части культурного наследия требуют специальных мер государственной поддержки. Обеспечение политического единства оправдывает обязательное установление государственного языка для использования только в официальных сферах общения – при подготовке документов государственных органов, публикации нормативных актов, проведении выборов. Баланс между единством страны и защитой национальных культур иногда приводит к установлению одного языка в качестве государственного де-факто, тогда как де-юре все языки остаются равноправными.

Это культурное доминирование часто вызывает сопротивление со стороны национальных меньшинств»

Все эти сферы, несмотря на их относительную широту, вовсе не исчерпывают все области употребления языка и не предполагают полное «регулирование языка» со стороны государства, не посягают на право граждан свободно использовать тот или другой язык во всех остальных случаях. Требования ограничиваются теми сферами, где государство должно обеспечивать правовые гарантии эффективной коммуникации в общем информационном пространстве.

Таким образом, государственный язык – это язык, который обеспечивает политическое единство (мы – одна страна, потому что говорим на одном языке) и создает возможности для эффективной коммуникации в обществе, служит тому, чтобы граждане понимали, что им хотят сообщить государственные органы и негосударственные организации в официальном общении (все, что касается моих прав и обязанностей, должно быть мне понятно).

Положения закона о государственном языке Российской Федерации, напротив, содержат описание конкретных требований к использованию русского языка в качестве государственного (например, запрет нецензурных или иностранных слов), однако не указывают цель их установления. Поэтому смысл таких требований остается неясным, запрет использования иностранных слов критикуется как странная прихоть или причуда законодателя, продиктованная патриотическими мотивами. В результате эти положения закона, за некоторыми исключениями, применяются неэффективно или не применяются вовсе.

 

Полная версия текста — http://spbu.ru/component/content/article?id=26718 

  •  
  •  
  •