<

Язык науки для начинающих

Парадигма или система? Перцепция или восприятие? Герменевтика или все-таки толкование? Запутаться в научных терминах легко даже самому ответственному студенту. А нужны ли вообще эти сложные слова будущему профессионалу? Мы собрали мнения студентов и преподавателей вузов о том, как сегодня стоит подавать учебный материал, и мешает ли научный тезаурус пониманию лекций.

Елизавета РОЖКОВА

Елизавета РОЖКОВА

251
Анастасия БАШМАКОВА

Анастасия БАШМАКОВА

253
Анастасия ЗАХАРОВА

Анастасия ЗАХАРОВА

254

Мнение о том, что современный университет не является кладезью уникальных знаний, находит все больше сторонников. И действительно, сегодня достаточно записаться на несколько онлайн-курсов и отслеживать в удобное время новости по интересующей дисциплине.
Вот и получается, что пока ты пытаешься понять разницу между объектом и предметом, твоему соседу Петьке дяденька с портала Skillshare или Snapguide уже давно популярным языком объяснил, чем занимались древние кельты и какова вероятность того,что на работу возьмут именно Петьку, а не тебя. 
Университеты просто не успевают давать знания в соответствии с тем темпом, который нам предлагает жизнь. Кажется, что сложные вузовские термины только тормозят процесс обучения. Что вы, например, поняли, из аудиотрывка лекции по химии в Санкт-Петербургском Горном Университете? Лекция ведется в первом семестре первого курса.

      Аудио_Горный

Гидроксидный показатель – это отрицательный десятичный логарифм концентрации гидроксид ионов. Итак, POH – это отрицательный десятичный логарифм концентрации гидроксид ионов.

Какова гарантия того, что еще вчерашний школьник, по завершении лекции выйдет из аудитории с полным пониманием предмета? Даже ученые не всегда могут договориться о едином определении понятия. Например, только слово «культура» насчитывает около 500 определений в разных словарях!

Роман Круглов, старший преподаватель кафедры искусствознания СПбГУКИТ:

Оставаясь неоднозначным, научный язык создает студентам проблемы в восприятии предмета. А если учесть, что именно на первокурсников обрушивается весь «терминологический хаос», иногда опыт усваивания студентами научных терминов оказывается очень комичным.

Алиса Глебова

Алиса Глебова, 1 курс, «Журналистика», СПбГУ:
«Я до сих пор не поняла значение слов «дискурс», «метадискурс», и «парадигма». Слово «парадигма» вообще встречается на всех предметах, я не помню преподавателя, который бы его не упомянул. Очень много сложных терминов на предмете «Основы теории коммуникации» и на занятиях по современному русскому языку. Вот объясните, что такое парадигматические и синтагматические отношения в русском языке?
Тем не менее, университет не школа. И на мой взгляд, погружать первокурсника в круговорот терминологии полезно. Это сразу настраивает на учебу и на взрослую жизнь. Новые термины — это знания, а ведь именно за ними мы и пришли в университет. Никто не говорил, что будет легко».

Евгений Жаровских, 1 курс, магистратура, «Юриспруденция», СПбГУ:

Евгений Жаровских
«Шикана — есть такое понятие. Я думал, это такое имя, а оказывается, в Германии этот термин означает злоупотребление правом. Иногда бывает, что преподаватели некоторые фразы говорят на латинском языке и без перевода. Они непонятны. Но у нас в программу входит изучение латыни, пусть и очень обзорно. Поэтому мы не можем ссылаться на то, что с нами разговаривают на том языке, которому не обучают».

Но оказывается, сами студенты не против тратить время на изучение университетского вокабуляра. И даже считают утомительное времяпрепровождение за словарями и монографиями полезным. Почему?

Руслан Сабиров, 4 курс, «Политология», СПбГУ:

      Руслан-Сабиров-мнение


«Еще во времена царской России, когда человек получал образование, его причисляли к интеллигенции. Может, не к аристократии, но к интеллигенции. Вот этот научный язык является барьером для общества. Понимая его, мы можем обладать знаниями, которые недоступны другим»
.

%d0%b4%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d0%bb-%d0%ba%d0%be%d0%ba%d0%be%d0%b2

Данил Коков, 3 курс, «Программная инженерия», СПбГУ: 

«Ради терминов стоит сидеть за учебниками и задавать больше вопросов преподавателям. Я бы оставил всё, как есть, потому что терминология используется далеко не в одном предмете. Освоенный тезаурус в одной дисциплине поможет разобраться и в другой. Система терминов впоследствии дает возможность самостоятельно изучать предмет из любой области».

Преподаватели тоже считают, что заумные «синтагмы» и «просодики» — это не дань старинной научной традиции, а вполне современная «тренировка» мозга будущего профессионала.

Дмитрий Гавра, профессор, заведующий кафедрой связей с общественностью в бизнесе, СПбГУ

Студенты и преподаватели убеждены, что сложная научная лексика — это «критерий» образованного человека. Это и код, зная который, можно разобраться чуть ли не во всех научных дисциплинах, расширив тем самым свои интеллектуальные способности. Привычка работать с терминами открывает новые перспективы — это и умение мыслить аналитически, и навык систематизировать информацию, и стремление видеть явления в их причинно-следственной связи. Видимо, именно в этом очевидное преимущество универсанта перед неучем Петькой, знания которого, скорее всего, будут довольно поверхностными.
Тем не менее, вопрос эффективной подачи информации остается открытым. Как преподавателям одновременно сохранить научную традицию и понятно объяснить студентам сложный материал?

Елена Мазурик

Елена Мазурик , 4 курс, факультет электроники и компьютерных технологий, МИЭТ:
«На мой взгляд, термины стоит вводить при повторении материала.
Нужно говорить максимально доступным языком, не углубляясь в подробности. Когда у студента разложится в голове по полочкам, что потенциал между двумя элементами цепи — это бусинка, которая никак не меняется, пока бегает по нитке (проводу) от препятствия к препятствию (от катушки до резистора). И когда студенту объяснят, что пока бусинка не встретит препятствие, она никак не изменится, и значит потенциал ее тоже, тогда и можно переходить от метафоры к терминологии.
Если идея с бусинкой на нитке укрепится, говорить про равнораспределенный потенциал на участке цепи одного сопротивления будет легче. После этого фраза «фундаментальное понятие» не будет казаться чисто вычурным словом, а сочтется за вполне уместную характеристику явления».

Сергей Корконосенко, профессор, заведущий кафедрой теории журналистики и массовых коммуникаций, СПбГУ: 

В конце концов, за владение терминологическим аппаратом ответственны не только преподаватели, но и студенты. Как справедливо отметил профессор Корконосенко, движение к постижению дисциплины должно быть встречным. 

[qzzr quiz=»281201″ width=»100%» height=»auto» redirect=»true» offset=»0″]
  •  
  •  
  •