<

Пассионарность – это вам не конина

«А этот пацак все время говорит на языках, продолжения которых не знает!» — увы, эти слова из фильма «Кин-дза-дза» актуальны и сейчас. Потребители СМИ, думаю, неоднократно замечали, как во многих изданиях разом всплывает некое мудреное словечко. Ничего страшного в этом нет, если авторы четко понимают его значение. Но так бывает отнюдь не всегда… И речь не только о журналистах – еще о политиках, экспертах и особенно возникшей за последние годы прослойке медийных персон, именуемой «топ-блогеры».

Павел ВИНОГРАДОВ

Павел ВИНОГРАДОВ

публицист, писатель, историк

    291

    В качестве примера можно взять слово «пассионарность». Кто-то, вероятно, знает, что оно является ключевым понятием Пассионарной теории этногенеза (ПТЭ) русского ученого-этнолога Льва Гумилева. Однако складывается впечатление, что для многих значение термина весьма туманно. Так что следует хотя бы в двух словах изложить, о чем идет речь.
    По Гумилеву, этносы, как и люди, рождаются, развиваются, стареют и исчезают. Активные фазы этногенеза характерны деяниями, след которых остается в истории. Но это невозможно без затрат реальной энергии. Для ее обозначения Гумилев ввел понятие пассионарности, от латинского passio, страсть.

    quote
    Пассионарии – люди, имеющие идеальную цель, изменяющую мир, и для ее достижения использующие избыток своей энергии.

    То есть, чем больше в этносе пассионариев, тем он активнее, а с уменьшением их числа становится все более вялым и, наконец, рассыпается на мелкие группы, тихо живущие в родном ландшафте.

    С такой концепцией можно не соглашаться, но, как видим, определение это чисто научное. Более того, изобретенное самим создателем теории, то есть, может употребляться лишь в значении, которое тот сам в него вложил. Однако часто так называют просто людей, активно стремящихся к исполнению своих желаний, иногда с риском. Но в таком контексте «пассионарием» будет любой преступник – грабитель, наркоторговец, хулиган и даже насильник. Однако в ПТЭ для подобных особей принят другой термин – субпассионарии, люди, чья энергия, наоборот, недостаточна. Из-за чего они не только не могут изменять мир, но и элементарно сдерживать свои вожделения. И рискуют они, потому что просто не способны просчитать последствия своих действий – и для себя, и для своего этноса.

    В качестве яркого примера можно привести освещение украинского государственного переворота, вызвавшего гражданскую войну на востоке страны. Либеральные журналисты – как украинские, так и российские – постоянно называли вышедших на улицы «протестувальников» пассионариями. Но для того, чтобы таковыми являться, недостаточно скандировать «кричалки» и кидаться камнями в полицию. Меру пассионарности любого движения можно установить по его целям. А у Евромайдана они были чисто меркантильными: «европейский шлях» должен вести в потребительский рай. «Я хочу кружевные трусики и в ЕС» — лозунг, с которым стояла там некая девица, достаточно точно характеризует подобные «идеалы». Люди просто хотят легкой жизни. К пассионарности это отношения не имеет.

    Тем не менее, сочувствующие Майдану пытаются с помощью термина, как они его понимают, разобраться в событиях. «Большая пассионарность украинского народа связана в первую очередь, на мой взгляд, не с какими-то генетическими или ментальными различиями. В первую очередь с тем, что процессы национального сознания в петрократиях все-таки протекают немножко по-другому», — говорит в передаче «Код доступа» на радио «Эхо Москвы» известная журналистка Юлия Латынина. Она соединяет несоединимое – этнологический термин «пассионарность» и политологический «петрократия», придуманный американским политиком Збигневым Бжезинским для обозначения режимов, чья власть основана на запасах углеводородов.

    Она соединяет несоединимое – этнологический термин «пассионарность» и политологический «петрократия»

    Согласно же ПТЭ, экономические обстоятельства с процессом этногенеза коррелируют весьма слабо. Что касается «ментальности», этот термин действительно употребляется в ПТЭ, но по отношению к пассионарности он вторичен. Ментальность – психический склад людей, входящих в этнос, и он изменяется в зависимости от уровня пассионарного напряжения. То есть, Латынина составила многозначительно звучащий, но бессмысленный спич.
    А вот она же пишет в «Новой газете»: «Разница между майданом в Киеве и псевдомайданом в Донецке совершенно та же, что между американской революцией 1776 года и иранской 1979. В одном случае пассионарная буржуазия, в другом – люмпены».

    6_tass_757501_opt

    Это безграмотно с точки зрения не только ПТЭ, но и социологии, которой хорошо известно, что любая смута привлекает массу деклассированного элемента. Так что «люмпенов» хватало и на киевском Майдане, и среди выступивших против него жителей востока Украины. Война же за независимость США имела в основном экономические причины, и, получив то, что хотели, американцы стали вполне прагматично налаживать отношения с бывшей метрополией. А вот Исламская революция в Иране очень сильно напоминала пассионарный взрыв. И если уж проводить параллели, ополченцы Новороссии гораздо больше похожи на солдат Джорджа Вашингтона, чем на Стражей исламской революции.

    Забавно, что за пару лет до этого Латынину саму назвали этим словом – в крайне негативном смысле. «Не секрет, что самой пассионарной защитницей официальной версии и отмывальщицей ФСБ является известная журналистка Латынина», — сказал 17 сентября 2012 года в интервью радио «Свобода» оппозиционный российский публицист Андрей Пионтковский. Опять же — здесь термин употреблен, надо думать, в значении «активный человек». Потому что предатель (а, кажется, именно в этом Андрей Андреевич обвиняет Юлию Леонидовну) пассионарием быть никак не может…

    И раз уж такие корифеи вольной журналистики явно не понимают значения термина, что уж говорить об их менее маститых коллегах. Вот украинский сайт «Петр и Мазепа» в начале войны на Донбассе утверждал, что российское правительство сплавляет туда неудобные элементы для «утилизации»: «На Украину пассионариям можно, а назад – уже нельзя. Никому не нужно, чтобы герои-повстанцы вернулись в медалях и с пониманием того, что протестовать можно с оружием в руках». Независимо от правомерности этого утверждения, говорить о том, что каждый, добровольно идущий на чужую войну, есть пассионарий, нельзя. Несомненно, среди добровольцев они имеются, но значительную их часть составляют те, кого Гумилев называл «бродяги-солдаты» — субпассионарные наемники. «В силу своей подвижности они часто играют важную роль в судьбах этносов, совершая вместе с пассионариями завоевания и перевороты», — писал ученый.

    «Пассионариями» часто называют и участников российских протестов 2011-2013 годов. «То есть те люди, которые являются меньшинством, они являются более пассионарными», — говорит, например, та же Латынина. Но «креативный класс» стоял тогда тоже не за некие абстрактные идеалы, а за вполне материальные блага, которые, как ему казалось, прилагаются к «западной демократии» — вполне субпассионарное недомыслие. Иногда, впрочем, по отношению к «болотникам» слово употребляется в ироническом смысле. «Собчак тоже из пассионарии, — валькирии, можно сказать, болотной революции», — отзывается о Ксении Собчак в своем ЖЖ Эдуард Лимонов. В устах несомненного пассионария, хоть и негативного, по отношению к избалованной светской львице это звучит злой издевкой.

    «Пассионарность пахнет оккультятиной не потому, что «непознана», а потому что приходит «из космоса»

    А бывает, что человек, прекрасно знающий значение термина, намеренно его искажает. 13 октября этого года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал на II Международном православном студенческом форуме: «Идея подвига должна быть в центре внимания, потому что с подвигом связано подлинное развитие личности, общества и государства. В противном случае жиром зарастает мозг, в противном случае человек и народ теряют пассионарность». В данном случае термин употреблен абсолютно правильно – Святейший знаком с положениями ПТЭ. Но на это выступление в своем ЖЖ откликнулся протодиакон Андрей Кураев, ранее известный миссионер, а ныне – церковный оппозиционер (стиль и орфография старшего научного сотрудника философского факультета МГУ сохранены): «Пассионарность пахнет оккультятиной не потому, что «непознана», а потому что приходит «из космоса». И при этом влияет не на загар, а на мозги людей… Стоит ли это фаустовское начало или шило-в-заднице превозносить с патриаршей кафедры…» То есть, Кураев обвиняет Святейшего, а через него и Гумилева, в приверженности оккультизму. При этом даже из поста видно, что ПТЭ он знает, но сознательно искажает. Попросту лжет.

    В заключение приведу весьма забавный пример употребления термина, иллюстрирующий, какая каша у людей в головах. Некий Глеб Котов, креативный директор агентства стратегических коммуникаций ProAct Media, опубликовал в интернет-издании «Взгляд» статью «Вирус пассионарности». Вот цитата оттуда: «Удивительным образом суть отечественной пассионарности, бессмысленной и беспощадной, вскрыл европейский скандал с кониной». Далее господин Котов на полном серьезе утверждает, что наплевательское отношение к потребителю, характерное, как он считает, исключительно для России, проистекает из исконной российской «пассионарности». Что он под этим подразумевает, я, честно говоря, так и не понял. По похожему поводу сам Лев Николаевич как-то сказал: «Не путайте Божий дар с яичницей». Или с кониной.

    •  
    •  
    •